Российские деятели культуры отчитались о своих доходах

Российские деятели культуры отчитались о своих доходах
  • 25.05.16
  • 0
  • 705

В заголовки многих сообщений вынесено имя Валерия Гергиева, хотя он со 130 миллионами занял второе место по доходам среди государственных руководителей учреждений искусства, подчиненных министерству культуры. В прошлом году руководитель Мариинского театра заработал на 210 миллионов рублей меньше, чем в 2014 году.

Гергиева выносят в заголовки, потому что имя яркое. Но справедливости ради надо назвать и лидера списка - у Игоря Погребинского, замдиректора ГМИИ им. Пушкина, задекларировавшего 230 миллионов, в собственности существенные доли акций компаний "Творческие мастерские", "Фалкондейл" и "Фитнес стиль".

Третье место согласно опубликованным на сайте минкульта сведениям тоже у петербуржца и тоже музыканта. Юрий Темирканов, руководитель Большой филармонии им. Шостаковича в городе на Неве, заработал более 74 миллионов. Четвертым по итогам прошлого года стал худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (70 млн). В списке из 205 учреждений можно встретить немало знакомых имен - дирижера, скрипача Владимира Спивакова, директора музея-усадьбы "Архангельское" Вадима Задорожного, и худрука Малого драматического Льва Додина, и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, и директора "Мосфильма" Карена Шахназарова, и руководителя балетной академии им. Вагановой Николая Цискаридзе.

Не секрет, что на счета отдельных мастеров культуры доход поступает не только от их основной деятельности. Скажем, Гергиеву принадлежит 15% компании "Евродон", крупнейшего производителя мяса индейки.

Но подавляющее большинство участников списка, что видно по цифрам, живут на доходы от основной деятельности, отсюда и заметная разница в цифрах. Скажем, Андрей Могучий, худрук БДТ, получает 4,2 млн руб за год, Владимир Урин, гендиректор Большого, заработал 7,5 млн, ректор Школы студии МХАТ Игорь Золотовицкий - 7,8 млн. И так далее - достойнейших имен тут немало.

При этом не секрет и то, что тот же Валерий Гергиев поражает своей работоспособностью, часто просто пугающей: откуда силы берутся?! В год по нескольку сотен концертов. Во время знаменитых фестивалей - Пасхального и "Звезды белых ночей" - по два, а то и по три выступления в день. Почти половина его выступлений проходит за границей, где он руководит Мюнхенским симфоническим оркестром.

Да, трудно, даже невозможно сравнивать доходы людей знаменитых с доходами культурных работников в дальних глубинках, но и объемы проделанного, и масштабы ответственности их тоже несравнимы. При всей заботе о доходах всех без исключения работников культуры такие рейтинги - не повод "позлословить". С одной стороны, конечно, эти списки удовлетворяют чье-то любопытство. С другой - повод задуматься. Вот, например, над чем.

При всех впечатляющих цифрах нашим музыкантам, режиссерам с самыми что ни на есть мировыми именами все же далеко до их западных коллег. В том, что касается доходов, разумеется. Вот для примера некоторые цифры. Состояние лидера группы U2 Боно, называемого самым богатым музыкантом современности, оценивается в 1,5 миллиарда долларов: за шесть лет владения пакетом акций Facebook он заработал 1,4 миллиарда, что в несколько раз превышает его доход за всю карьеру музыканта. Сэр Пол Маккартни с 1,1 миллиарда долларов - один из крупных акционеров Apple Corp.

Завидовать будем? А стоит ли? Ну уж во всяком случае завидовать - не миллиардам. Мы же все-таки культурные люди.

Евгений Миронов, худрук Театра наций:

- Кто сколько работает - тот столько и зарабатывает. В мире, в нашей стране есть люди, которые многого добились долгим, сложным, самостоятельным путем успеха. И мне, и моим коллегам скрывать нечего - мы честно и очень много работаем. И это очень тяжелая работа, поверьте.

Я абсолютно чист в своих заработках, и я имею в виду не только Театр наций, еще есть кино, с недавнего времени занимаюсь и продюсерством, сложным делом со своими законами. Мне говорили, что в прошлом году я был в верхней части списка минкульта (пятым среди деятелей культуры с 43,4 млн руб. - Ред.). Я не слежу за этим и очень удивился. Лично я зарабатываю только профессией, бизнесов у меня нет: когда с любовью занимаешься творчеством - всерьез заниматься чем-то еще не хватает времени.

Дмитрий Бертман, худрук "Геликон-оперы":

- Во всем мире работа топовых оперных певцов, дирижеров, режиссеров - это работа высокооплачиваемая. Ведь тот же голос человеку дается на короткое время, и певец, безусловно, заслуживает свой высокий гонорар.

У людей не должно быть ощущения, что культура получает огромные деньги - она получает, увы, деньги совсем небольшие. У артистов и музыкантов нашего, скажем, театра небольшие зарплаты, меньше, чем на Западе. При том, что от культуры зависит все - и добыча нефти, и недопущение кризиса морального в обществе (что гораздо страшнее кризиса финансового). Это надо совершенно ясно понимать, это не просто слова: культура и есть наш важнейший мост со всем остальным миром, она - страховка всего общества. Тем более что и доходы высокооплачиваемых музыкантов, как правило, пускаются в ту же культуру. Каждый дирижер, режиссер, пианист вкладывает в свою работу если не заработанные деньги, то куда более ценное: свои силы, здоровье и таланты.

Топ-10 cамых высокооплачиваемых деятелей российской культуры по итогам 2015 года

1. Игорь Погребинский, заместитель директора ГМИИ им.Пушкина - 229 804 330 руб.

2. Валерий .Гергиев, худрук Мариинского театра - 130 216 902 руб.

3. Юрий Темирканов, худрук Петербургской филармонии им. Шостаковича - 74 491 119 руб.

4. Олег Табаков, худрук-директор МХТ им.Чехова - 70 114 277 руб.

5. Владимир Спиваков, президент ФГБУК "Дом музыки" - 65 367 548 руб.

6. Вадим Задорожный, директор музея-усадьбы "Архангельское" - 37 677 906 руб.

7. Сергей Филин, замдиректора Русского народного ансамбля "Россия" им. Зыкиной - 30 407 530 руб.

8. Владимир Юровский, худрук симфонического оркестра им. Светланова - 29 116 182 руб.

9. Светлана Мельникова, гендиректор Суздальского музея-заповедника - 26 178 674 руб.

10. Лев Додин, худрук Малого драматического театра - Театра Европы - 26 499 621 руб.

Источник